Кредитная кабала под 10% в месяц. Как отдавать, когда нечем?


Этим постом я подошел к одной из самых важных тем не только для предпринимателя, но и для каждого человека. Кредиты.

В самой первой заметке я написал, что буду честен и открыт про свою былую глупость и былое неумение руководить финансами в момент ре-старта Дориос Пиццы. Одним из самых жестких проступков стало получение денег "в кредит" от частного лица. Под 10% (!!!) в месяц, без какого-либо плана по выручке ;) Обеспечением послужило мое авто, Kia Sorento 2003 года, а потом и второй автомобиль Renault, который ушел, кстати, первым в счет погашения.
Фин грамотность. Урок №1
НИ-КОГ-ДА не бери в долг деньги под такие конские проценты.
Итак, на руках 700 тыс займа, миллион с продажи квартиры и взнос партнера. Пошел отчет первого месяца, в конце которого нужно отдать 70 тыс процентов. Ремонт только-только начался. До открытия еще 2 месяца. Пока что ничего не предвещает беды.

Наступил день Х, день платежа. Встречаемся с кредитором и я отдаю ему 70 тыс. Как думаете откуда? Правильно, из его же займа мне. Тело кредита остается неизменным. А казна предприятия только что лишилась так нужных на тот момент денег на открытие. Это половина беды. Идем дальше ;)

До открытия остается всего ничего и наступает дата следующего платежа процента. Встречаемся с человеком. Передаю ему деньги. Четко осознаю, что передаю последние деньги. На закупку ингредиентов не остается, на оплату подрядчиков не остается, на все остальное не остается. Я в метре от жопы с одной стороны, в метре от запуска - с другой! Прошу семью помочь - берем кредит в банке. В этот момент веду беседы со всеми, кому остался должен; поставщика уговариваю отгрузить первую партию товара на вновь созданное ООО без предоплаты, а под мое честное слово. Поставщик, зная меня 2 года, соглашается со скрипом. Получаем ингредиенты и начинаем прорабатывать меню, делаем фото сессию пицц. И в конечном счете открываемся 19 июня 2014. До даты следующего платежа процентов чуть больше 10 дней.

Открылись мы с помпой! СМС рассылка по базе Дориос клиентов дала хороший результат. Такого же результата добились и с розыгрышем в соц сетях. Рассчитывали, что выручка будет ниже обычной, которая была на старой пиццерии. Но всё оказалось лучше наших ожиданий. Положительные эмоции от поступлений в казну затуманили мой разум, и вместо того, чтобы скрупулезно откладывать на отдачу процента и долга по 10% кредиту, я стал рассчитываться с теми людьми, которые заведомо были согласны на чуть более долгий срок отдачи.
Фин грамотность. Урок №2
Долговые обязательства с большей процентной ставкой выплачиваются первыми.

Подходит третий платеж. В кассе деньги есть, но заканчивается запас ингредиентов, и встает вопрос: "За что платить? Кто подождет?" В этот момент ко мне приходит понимание - либо я привожу финансы в порядок, либо утону. Решаю платить за товар - он принесет прибыль, а процент и часть долга буду покрывать Реношкой. Впервые я ощущаю депрессию, приходят навязчивые мысли что я полный кретин, не могущий выйти из положения без потерь. Уверяю вас, такие моменты схожи с самыми черными днями в жизни, когда руки опускаются что-либо делать, мозг отказывается решать проблему, а самая солнечная и теплая погода видится в мрачных и холодных цветах. И как всегда в такие моменты меня спасла моя мама, сказав "У тебя все получится!"

Renault ушла. У меня появился месяц до следующего платежа и уменьшенный на сотню долг - это глоток спасительного воздуха. Начинаю думать над тем, как наладить работу так, чтобы и на нужды предприятия хватало, и долг с процентами отдавался. Выход найден - из дневной выручке откладывается определенная сумма на возврат, а нужды предприятия решаются из остатка и по остаточному принципу. Это одно из первых мудрых, как я считаю, своих управленческих решений.
Фин грамотность. Урок №3
Планирование доходов и расходов - это ежедневная рутина любого бизнеса.
С этого момента всё, казалось бы, должно пойти по план-графику и вот-вот долг должен быть возвращен. Но...

Наступает август месяц, а точнее его середина. Выручка сваливается в крутое пике. Маркетологи разрабатывают несколько акций, ведут активность в соц сетях, промоутеры распространяют листовки по подъездам - ничего не помогает... В сентябре падение выручки относительно хорошего июля - 30%. Сохранить собой же составленный план погашения долга не получится, как бы я не старался. В голове витает идея о продаже части своей доли, чтобы рассчитаться по долгам. Хорошо, что идея не перерастает во что-то большее. Но мысль, что жить без долга легче, крепко укоренилась в моей голове. И я решаюсь на продажу второго авто в счет покрытия процента и долга. И с того дня я остаюсь без авто на долгих 2,5 года ;) При этом долга остается 200 тыс и я начинаю получать, вы не поверите, зарплату.

Как я жил без зарплаты, спросите? Да никак не жил. Выживал. Питался у родителей и на работе, заправлял авто на согласованные с партнером деньги. Одеждой не был обделен. При этом успевал посещать различные мероприятия, проводить встречи с партнерами и подрядчиками.
Фин грамотность. Урок №4
Можно и с нулем в кармане пробиться через тернии бизнеса. Но легче с деньгами.

Эти до боли привычные для матерого предпринимателя ситуации оказалась для меня в диковинку. Как справляться с ними научила жизнь. Не скатиться с катушек от всех передряг помогли мама с бабушкой да родные стены. Иначе бы пиздец...

Подходил к концу 2014 год. В октябре выручка по-тихонько поползла вверх. Отдача долга вошла в русло, и я смог приступить к нормальному планированию. В декабре мне казалось, что 2014 год стал самым жестким в моей жизни, но я был не прав ;)

Наступал 2015ый с его новыми потрясениями, уроками и приобретенными навыками!

В начало серий

Комментарии